Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Действие фильма происходит через 30 лет после окончания оригинального «Бегущего». Что можно сказать о происходящем?
Матушка-Земля всё еще жива и по-прежнему населена людьми. В 20х произошла череда репликантских бунтов в колониях, после чего был введён запрет на их производство. Корпорация Тайрел, производившая репликантов обанкротилась. Примерно в те же годы, был период сначала жуткого голода(о причинах говорится вскользь, я не запомнил), затем – наступил блэкаут – около 10 дней не было электричества(ни о причинах происшествия, ни о масштабах – затронул ли он только Лос-Анджелес и Сан-Франциско, либо Калифорнию, либо весь мир – не упоминается). Голод удалось победить благодаря разработкам в области с/х некоего Уоллеса. Разбогатев, он купил всё, что осталось от Тайрел и возобновил производство репликантов (как ему удалось добиться разрешения на это – умалчивается), с неограниченным сроком жизни существования (если помните, в оригинале Нексус-6 «жил» около 6 лет) если я правильно понял, он смог резко увеличить производство репликантов и благодаря этому человечество смогло колонизировать еще 2 планеты. Из-за блэкаута же многие цифровые данные исчезли или испортились (и это один из первых ляпов фильма).
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Мистер Уоллес. Мотивы некоторых его поступков так и остались для меня загадкой.
Несмотря на то, что на Земле официально разрешили использовать репликантов (об этом не говорится, но из сюжета понятно), по-прежнему существуют «бегущие», которые охотятся за репликантами, сбежавшими из колоний во время бунтов. Одним из «бегущих» является офицер Кей.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Теперь о фильме. Он ни на йоту не отступает от стилистики оригинала тридцатилетней давности, и при этом умудряется делать непротиворечивые отсылки к книге.
Визуальный ряд почти полностью сохранён таким как и 30 лет назад, с поправкой на современные технологии и некоторое расширение географии.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Теперь действия происходят не только в Большом Лос-Анджелесе, но и за его пределами, даже в Лас-Вегасе(насколько я понял). Такие же мрачные тона, унылые городские «пейзажи» бетонных коробок – небоскрёбов, вечный дождь, порой сменяющийся снегом.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Фильм столь же тягучий, как и оригинал, длится почти 3 часа, сдобрен музыкой очень похожей по стилистике на Вангелисовскую. При этом мне он не показался нудным или затянутым – практически всё действие проходило на одном дыхании: были паузы для размышлений, но был также и экшен.
Практически сразу ненавязчиво (ищущий да обрящет) даётся ответ на изначальный философский вопрос Дика: «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
и при этом по ходу фильма ставятся новые этические вопросы.Главные вопросы
Имеем ли мы моральное право давать возможность размножаться своим творениям? Имеют ли такие гибриды право на существование? Ведь это - всего-лишь роботы или уже нет?
Сценарий порой даёт логические сбои: где-то почти не влияющие на ход повествования, а где-то явно выбивающиеся из его логики. Да даже не только его, вообще, любой логики. Больше всего сценаристы почему-то невзлюбили полицейский участок – там происходит наибольшее число ляпов.Сюжетные ляпы
Незначительные с точки зрения сюжета:
Глава полицейского управления(«мадам»), непосредственный начальник Кея в нерабочей обстановке почему-то приказывает тому удариться в воспоминания.
На костях Рейчел значится её серийный номер N7..., что является свидетельством того, что она относилась к 7-му поколению Нексусов, что не вяжется ни с книгой, ни с фильмом, где она была из 6-го
Кей говорит, что нашёл ребёнка Рейчел, но мадам не задаёт ему абсолютно никаких вопросов: кто он, где он. Вернее задаёт один, но довольствуется расплывчатым: «он работает на госслужбе, считает себя репликантом».
Лав заходит в гм... паталогоанатомическое бюро без сопровождения и там всё «нараспашку» - заходи кто хошь, бери что хошь.
Лав убивает доктора в этом «бюро» и спокойно продолжает заниматься своим делом – никакой суеты, спешки, стремления поскорее убраться с места преступления – нет.
Никакого расследования, тревоги по случаю смерти доктора не происходит.
Лав беспрепятственно входит в кабинет к мадам, несмотря на то, что та знает, что именно она украла останки Рейчел и убила дока.
Лав говорит, что репликанты не могут врать и тут же утверждает, что убьёт мадам, а Уоллесу скажет, что та на неё напала.
Кей узнаёт, что его воспоминания настоящие, но не смотря на свой прежний скептицизм, не задаёт лишних вопросов: откуда она знает, его ли это воспоминания(и как это узнать), убеждает себя в том, что он - человек.
Самый же главный ляп, свойственный подавляющему числу фильмов – главного героя не убивают, когда предоставляется такая возможность. В «Бегущем» такая возможность была.
Если честно, то последняя треть фильма какая-то скомканная, не очень логичная, правда оставляющая множество возможностей для развития сюжета, буде кто надумает снимать продолжение (надеюсь, до этого не дойдёт и «Бегущий» не превратится в очередную Сагу, в которой смешиваются в кучу кони репликанты, люди).Самый страшный вариант продолжения
Больше всего боюсь продолжения, которое может превратить «Бегущего» в «Терминатора», предпосылки к этому, увы, есть.
Что касается игры актёров, мне понравились все, кроме «мадам» (начальницы Кея)
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
и Лав.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Первая, похоже, сама не знает зачем нужна в этом фильме(а может даже и сценарист не знает), а второй просто попалась неудачная роль эдакой Лары Крофт: девушки – убийцы. Уж не знаю, все ли репликанты 9-й серии столь агрессивны или только эта модель. Очень заворожил в своей эпизодической роли Дэйв Батиста.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Второстепенные персонажи тоже отлично, на мой взгляд, отыгрывают свои роли, временами даже переигрывая главных.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Форда не стоило заставлять бегать, или же не стоило показывать тут же бег гораздо более молодого Гослинга. Всё-таки попытка бежать изо всех сил в возрасте 75+ лет выглядит как замедленная съёмка. В то же время, когда снимают лицо Форда, он оказывается на высоте,
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
Бегущий по лезвию 2049 – достойное продолжение оригинала.
единственный момент когда хотелось крикнуть «не верю!» был когда тот узнаёт о судьбе Рейчел и
о том, что у неё родилась дочь. Их дочь.
– кажется, его это никак не тронуло, хотя по-идее должно бы было. В конце и Гослинг подсдал – его полуулыбка, переходящая в подобие усмешки, портила атмосферу происходящего.
Интересные наблюдения: «бегущие» в 2049м, похоже, не столь уважаемы, как их коллеги 30 лет назад. Сначала начальница говорит, что гм... лечение Кея, получившего ранение на задании, не за её счёт (наверное, подразумевалась полиция), в то время как в первой части, напарника Декада, в которого стрелял репликант, вполне себе лечили за госсчет :) ; затем мы видим квартиру Кея, она находится в каких-то трущобах, на лестничной клетке полно асоциальных элементов, а сама квартира кажется меньшей, нежели была у Декарда. Китайцев мира Скота с улиц вытеснили арабы Вильнёва. Теперь именно они занимаются разного рода околозаконными операциями. В этом фильме, как и в Валериане, нашлось место слогану «Если это весело, звучит классно и в это можно поверить, значит, из этого можно извлечь деньги»(с) Гомерснова о радиации
Когда Кей приходит к одному из таких арабов, чтобы он пояснил происхождение любимой игрушки, тот, ничтоже сумняшись выдаёт, что сделал анализ по [iтритию[/i] и что-то там выяснил. Кей делает «умное лицо» и говорит, что такое сильное заражение было лишь в одном месте. Правда, во-первых, тритий не слишком опасен, поскольку имеет малую энергию распада, задерживается даже одеждой, во-вторых, период его полураспада чуть больше 12 лет, а ядерная война произошла лет за 100+ до событий фильма (даже в книге Дик говорит о том, что в давние времена, но уже после войны, радиоактивная пыль распространялась очень неравномерно, были места, свободные от неё долгие годы) т.е. от начального трития осталось совсем малая толика.
Перед тем как идти на фильм обязательно надо освежить в памяти оригинал, а также очень желательно про(пере)читать книгу. Там вы найдёте ответы на множество возникающих вопросов по Вселенной.в частности
Q: В далеком и мрачном будущем (которое, к слову, должно наступить через два года) люди для выполнения черновых работ зачем-то делают разумных роботов.
А: Роботов стали делать, ибо на Земле после ядерной войны стало, мягко говоря, не уютно. Практически всё живое, кроме людей, вымерло. Решили осваивать Марс, который ой какой не подарок. Именно туда, в помощь колонистам, направляют андроидов-репликантов. Также, существует госпрограмма по переселению, в рамках которой бонусом идут андроиды. Это можно узнать, прочитав книгу.
Скудные средства на программу колонизации были опущены еще до войны, но теперь, когда Солнце перестало освещать Землю, колонизация вступила в совершенно иную фазу. И главное оружие войны — Синтетический Борец За свободу — модифицировалось; способный функционировать на чуждых человеку планетах, гуманоидный робот — строго говоря, органический андроид — превратился в козла отпущения, вернее, в мобильный вспомогательный двигатель программы колонизации. На основании закона, принятого ООН, каждый эмигрант автоматически получал в пользование андроида, марку которого выбирал по собственному усмотрению
Q. Люди сначала создают их, превращают в своих рабов, а потом, считая бездушными машинами, ликвидируют.
A. Они и есть бездушные машины. Вы же не отождествляете условный ИИ из игры с реальным человеком, прототип которого, возможно взят за основу? Ликвидируют лишь тех репликантов, которые вернулись за Землю, как правило, за ними тянется кровавый след из убитых колонистов. Людей, между прочим. На Земле репликанты вне закона либо все кроме одной (книга, Бегущий-82) , либо предыдущие модели до Нексус-8 включительно (Бегущий-2017).
— Представьте, что произойдет, — тихо сказал Фил Реш, — если мы поставим андроидов и животных на один и тот же уровень эмпатической идентификации.
— Мы не сможем защищать себя.
— Абсолютно точно. Этот тип — «Нексус-6»… Они раскатают нас в лепешку. Вы и я, все охотники за премиальными — мы стоим между «Нексус-6» и человечеством, мы барьер, который разделяет два класса.
Q: И не просто разумных, а обладающих личностью: слушающих джаз, читающих книги, способных оценить красоту архитектуры и пластиковой каше предпочитающих стейк с картошкой фри.
A: Это всего лишь имитация чувств. Чувства не свойствены роботам, в т.ч. андроидам-репликантам, что и позволяет отличить их от людей особым тестом – эмпатической шкалой Войта-Кампфа, разработанной ведущими специалистами в области нейрофизиологии.
Почему андроиды, сталкиваясь с эмпатическим тестом, так беспомощно его проваливают? Эмпатия, очевидно, возникает только внутри сообщества людей, в то время как интеллект определенного уровня можно обнаружить почти в каждом филюме и подклассе живых существ, включая паукообразных. Прежде всего, дар, или способность к эмпатии, требовал неослабного группового инстинкта, единичный же организм, как, например, паук, совершенно в нем не нуждался; фактически такой инстинкт стремился бы снизить уровень приспособляемости паука к выживанию. Он вынуждал бы его чувствовать и осознавать мысль, что он — паук — живет за счет страданий своей жертвы. Следовательно, все хищники, включая высокоразвитых млекопитающих, таких, как кошки, умерли бы от голода.
...
— Очень мило с вашей стороны, — сказала Люба, когда они зашли в лифт. — Что-то в вас, людях, есть очень необычное и трогательное. Андроид никогда бы так не поступил на вашем месте. (...) С тех пор как я прилетела с Марса, я занималась только тем, что имитировала поведение женщины; я старалась поступать так, как поступила бы нормальная женщина, принимала решения и действовала, будто у меня возникали мысли и стремления настоящего человека. Подражание, как я это понимаю, высшей форме жизни.
Q: Дэни Вильнев и Майкл Грин живут не в мрачном киберпанковом будущем, а в нашей скучной реальности, где все еще процветает гуманизм и ценится мораль. Логика людей из вселенной «Бегущего по лезвию» им тоже непонятна, а угнетаемых роботов очень жаль...
A: И в этом вопросе они не отклонились от канона – в книге Декард также задаётся вопросом: действительно ли андроиды - это роботы, которых надо уничтожать, а не живые существа, практически люди? Сочувствует им, переживает необходимость их усыплять. Кроме того, в книге есть второстепенный персонаж – Джон Изидор, который испытывает целую гамму чувств по-отношению к андроидам, в т.ч. едва ли не любовь. Так что логика довольно проста, вытекает из сюжета книги: а) для Диковского землянина любая жизнь (даже тараканья) бесценна, поскольку осталось слишком мало представителей фауны, андроиду же всё равно; б) люди способны к сопереживаниям (это даже практически принудительно прививается через т.н. Мерсеризм), чтобы выжить они так или иначе должны объединяться, взаимодействовать.
— Я спускаюсь на лифте вместе с андроидом, которого только что поймал. Неожиданно кто-то убивает его без предупреждения.
— Никакой заметной реакции, — сообщил Фил Реш.
— До какого уровня поднялись стрелки?
— Левая остановилась на 2.8. Правая — 3.3
— Женщина — андроид, — громко сказал Рик.
— Теперь они соответственно на 4.0 и 6.0
— Слишком много, — констатировал Рик; он сорвал со щеки адгезивный диск и выключил свет. — Сочувственно-эмпатический ответ, — уточнил он. — На уровне, который соответствует ответам на большинство вопросов. Кроме экстремальных, которые связаны с использованием детской кожи в декоративных целях… вопросов на уровне патологии.
— Какие же выводы?
— Я проявляю эмпатический ответ только к определенным андроидам, не ко всем. К одному или двум. — «Например, к Любе Люфт, — подумал Рик». «Интересно, испытывал ли кто-нибудь из людей до меня такую жалость к андроидам?» «Конечно, — отметил он, — я едва ли еще раз столкнусь с похожей ситуацией. Скорее всего, моя реакция аномальна, и в ней повинны чувства, вызванные „Волшебной флейтой“, голосом Любы, ее прерванной карьерой. Раньше я ничего подобного не испытывал, по крайней мере, не обращал внимания.». Много ли отличий между подлинно живущими людьми и гуманоидными конструкциями? В этом лифте, в музее, он сказал себе: «Я спускаюсь вниз с двумя созданиями, одно — человек, другое — андроид… Но мои чувства сейчас противоположны общепринятым. И те, которые я должен испытывать, и те, которые я чувствовать привык».
В заключение хочу сказать, что этот фильм, не смотря на все недостатки (где их нет?) является качественным продолжением оригинала, обязателен к просмотру, как минимум для любителей фантастики.
Upd. Кроме того, были сняты 3 короткометражки, объясняющие ключевые события, произошедшие во вселенной "бегущего" за 30 лет. Спасибо за наводку камраду Proxy01. Смотреть их перед фильмом или нет - решать вам, на мой взгляд, в них противоречий даже больше, чем в фильме.
Бегущий по лезвию: блэкаут 2022
Бегущий по лезвию: возрождение Нексус 2036Бегущий по лезвию: некуда бежать 2048